Балет о настоящем Человеке поставили в Музыкальном театре

Балет о настоящем Человеке поставили в Музыкальном театре

Ко Дню памяти и скорби омский Музыкальный театр выпустил премьеру героического балета «Карбышев» на музыку Шостаковича. Изначально к идее подобного спектакля, рождённой в голове директора театра Бориса Ротберга, я отнеслась скептически, если не сказать саркастически.

Премьера 22 июня развеяла все сомнения: получилось. Еще как получилось!

Молодой балетмейстер Надежда Китаева, выпускница ГИТИСа (омский спектакль - её дипломная работа), сумела создать пронзительный спектакль о сильном человеке и страшной войне.

И это при том, что актеров в Музыкальном - катастрофически мало, выбирать, по признанию самого балетмейстера, «было не из кого».

Впрочем, это отсутствие выбора в каком-то смысле сыграло на руку ведущему солисту театра Андрею Матвиенко: для омского зрителя, привыкшего видеть в нем принца, Андрей раскрылся по-новому. Теперь мы точно знаем: Матвиенко под силу не только романтические персонажи. Ему до слез удался героический образ Карбышева, не только стойко переносящего мучения в концлагере, но и поддерживающего боевой дух в уже отчаявшихся соотечественниках.

- Когда готовился к роли, я прочитал биографию генерала. Сколько же всего ему пришлось вытерпеть! И такая воля была у этого человека... Ведь его никак не могли сломать. Знаете, что меня особенно впечатлило? Даже не впечатлило, а - не знаю, как сказать - обидно стало, жалко, - пытается подобрать слова солист. - Карбышев ведь погиб буквально за несколько месяцев до Победы. Человек столько пережил, в концлагерях агитировал, поддерживал людей, и искренне жаль, что совсем немного не дожил до Победы, в которую так верил.

Герои и предатели

В работе над либретто Надежде Китаевой пришлось исказить некоторые исторические факты, чтобы создать подчиненное законам драматургии произведение. В постановке должны быть логические моменты, развязка и кульминация, - поэтому в начале спектакля мы видим в одной воинской части и генерала Карбышева, и будущего предателя генерала Власова. Балетмейстер заранее знала: будут ругать и за то, что её советские солдаты прикладывают руку к пустой голове. Но по-другому, говорит, не сделаешь: язык танца ставит свои условия, и поэтому измученные пленные в разодранных одеждах отдают честь генералу, заражающему своей волей к сокрушению фашистов. Немцы в балете не берут под козырек: они вскидывают руки вверх и сгибают их в паучьей свастике.

- Хореографический язык «Карбышева» я создавала на основе классики, разбавляя элементами современных танцев, подходящих под образы каждого героя. Сделала два контрастных народа - немецкие фашисты и советские солдаты. У них различается пластика: если русский народ душевный, у мужчин может гнуться корпус, руки раскрываться, то фашисты у меня - как машина, которую завел Гитлер, уничтожающая и беспощадная, - объяснила Надежда.

Серую фашистскую машину постановщику пришлось собирать по винтикам из смешного количества актеров кордебалета. Но, несмотря на это, Китаевой, у которой под рукой не было возможностей синематографа, удались батальные сцены - ужас войны получился не хуже, чем в кино. И даже ощутимее: все-таки театр общается со зрителем напрямую.

Без аплодисментов

- Постановку начинать было сложно. В один момент я поняла: это будет очень страшный спектакль. Тяжело было артистов настроить на этот лад, заставить прочувствовать, чтобы выбить из них внутренний образ. Я думаю, что у нас все получилось и мы заставим зрителя плакать, - продолжает Надежда Китаева. - Спектакль важен не только для Омска, но и для всей страны. (Это первая в России постановка балета о Карбышеве. - Прим. авт.) Сейчас в искусстве мало хореографов, которые задумываются о чем-то серьезном, мы катимся непонятно куда - всё делается ради шоу. А я хочу, чтобы зрители задумались, чтобы образ генерала был примером. И меня интересует вопрос: есть ли сейчас среди нас Карбышевы? Насколько люди стали другими? Слава богу, нет войны, чтобы такие поступки совершать, но ведь патриотизм и героизм могут выражаться и в других делах. Хочется, чтобы мир был чище и добрее.

Прозвучали финальные аккорды спектакля: погиб на сцене плененный генерал, замученный ледяной пыткой, умолкли строки о верности Отчизне, произнесенные за кулисами.

Зрительный зал встал. И я, стоя вместе со всеми в зале, не решалась аплодировать: на поклон вышли люди со свастикой на рукавах, секунду назад на моих глазах облившие на морозе водой настоящего Человека-патриота. Умом понимаешь: это артисты. Но сердцем - как им хлопать после этого? Быть может, мне не хватило паузы, минуты молчания, такой нужной здесь, особенно в день 22 июня...

Но пусть отсутствие моих аплодисментов будет похвалой и благодарностью всем создателям и артистам спектакля «Карбышев» - за искренность, талант, слёзы и очищающую силу искусства.

Автор: Татьяна Сорокина
09:54, 6 июля 2012Просмотров: 3042
Поделиться:
Читайте также

Сергей Быструшкин

Сергей Орлов

Анатолий Тиль

Игорь Меркулов